Фрагмент для ознакомления
2
Федеральная служба судебных приставов – это особый федеральный исполнительный орган, осуществляющий деятельность по обеспечению порядка работы судов, исполнения судебных решений, действий должностных лиц и других органов, а также правоприменительные функции и осуществлению надзорных и контрольных задач в этой сфере деятельности.
ФССП РФ является основой государственной системы принудительного исполнения судебных решений. Судебным приставам поручено обязательное выполнение функций по исполнению судебных актов, а также должностных лиц и действий других органов. ФССП РФ подчиняется Министерству юстиции РФ.
Деятельность сотрудников ФССП возглавляет Президент РФ, а федеральная служба подчиняется Министерству юстиции РФ. Минюст в соответствии со ст. 7 Закона о судебных приставах [3], контролирует и координирует деятельность ФССП. Деятельность ФССП координируется Правительством Российской Федерации (в соответствии с Федеральным конституционным законом, ст. 32).
Минюст РФ разрабатывает и реализует в соответствии с положениями Минюста, утвержденными Президентским указом (№1313) [24], положения правового регулирования и государственной политики в отношении деятельности, в которой Федеральная служба реализует функции по надзору и контролю, правоохранительные функции, контроль и координацию ее деятельности. Министр юстиции отвечает за вопросы, которые входят в юрисдикцию ФССП как подведомственной службы.
Министерство юстиции Российской Федерации:
- Разрабатывает общую стратегию государственной политики в сфере деятельности ФССП;
- Направляет в Правительство Российской Федерации и Президенту проекты федеральных конституционных законов, правовых актов Президента и Правительства, федеральных законов и других документов, требующих решения Президента или Правительства по вопросам, относящимся к компетенции ФССП, прогнозные показатели производительности и проект плана работы;
- Выполняет нормативно-правовое регулирование;
- Обобщает практику Федеральной службы судебных приставов и принимает меры по ее улучшению;
- Разрабатывает предложения по формированию проекта федерального бюджета;
- Утверждает показатели эффективности и годовой график работы и докладывает о деятельности ФССП;
- Следит за соблюдением решений законодательству Российской Федерации, выносит или отменяет решения ФССП;
- Утверждает типовые положения для территориальных органов ФССП;
- Представляет Правительству предложения о назначении (увольнении) главы ФССП, его заместителей, руководителей территориальных органов;
- Представляет проекты постановлений ФССП в Правительство для представления Президенту, о фонде заработной платы и максимальной численности ФССП;
- Дает руководителю ФССП указания, которые являются обязательными;
- Дает поручения ФССП и контролирует их выполнение.
- Решает вопросы с поощрением сотрудников ФССП (в рамках его юрисдикции);
- Координирует решения о создании, ликвидации и реорганизации территориальных органов ФССП [26].
Согласно Указу Президента РФ (№1316) [24], все сотрудники ФССП могут образовывать две категории: лица со статусом государственного федерального гражданского служащего (подавляющее большинство) и лица, не имеющие такого статуса.
Лица первой категории назначаются на должность, служат и действуют на основании договора оказания услуг в соответствии с законодательством о государственной службе. Они обеспечивают исполнение полномочий сотрудников ФССП как государственного органа.
В служебном смысле нанимателем этих лиц является Российская Федерация, а ее представители – руководитель государственного органа, уполномоченное должностное лицо.
1.2. Система Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации
Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. №1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», а также Приказом Министерства юстиции РФ от 21 мая 2013 г. №74 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов» определена система Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации.
Служба судебных приставов России подведомственна Министерству Юстиции Российской Федерации, которое, в свою очередь, осуществляет контролирующие и координирующие функции, по отношению к службе судебных приставов, а также принимает нормативно-правовые акты, регулирующие ее деятельность [13, с. 141].
Федеральную службу судебных приставов возглавляет директор - Главный судебный пристав Российской Федерации – Аристов Дмитрий Васильевич, назначенный на должность Указом Президента Российской Федерации №118 от 20 марта 2017 года.
В соответствии с Положением о службе судебных приставов, ее директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на службу судебных приставов полномочий, осуществляет руководство службой в масштабах Российской Федерации, несет ответственность за выполнение стоящих перед ней задач, может издавать приказы, указания, распоряжения, касающиеся деятельности службы; устанавливать штат и структуру службы судебных приставов; осуществлять финансовое и материально-техническое обеспечение ФССП РФ; рассматривать жалобы на действия судебных приставов.
Директор Службы имеет в своем непосредственном подчинении заместителей директора Федеральной службы судебных приставов - заместителей Главного судебного пристава Российской Федерации, назначаемых и освобождаемых от должности Президентом РФ [21, 176].
На сегодняшний день у директора службы судебных приставов 6 заместителей. Главным судебным приставом распределяются обязанности между своими заместителями, устанавливаются полномочия других должностных лиц службы судебных приставов России решать оперативные, организационные, кадровые, финансовые, производственно-хозяйственные и иные вопросы, имеющие отношение к компетенции службы судебных приставов России [21, 178].
В структуру центрального аппарата ФССП России входят 15 управлений по основным направлениям работы Службы, это управления по: организации исполнительного производства; организации обеспечения установленного порядка деятельности судов; организации дознания; организационному контролю; делопроизводству; правовому обеспечению; управлению делами; государственной службой и кадрами; информационными технологиями; противодействию коррупции, обеспечению работы с кадрами и вопросами безопасности; организации работы по розыску должников, их имущества и розыску детей; рассмотрению обращений в исполнительном производстве; исполнению особо важных исполнительных производств; организации процессов ведения государственных реестров и контролем за работой организаций, выполняющих возвраты просроченных задолженностей [14, с. 10].
Управление организацией исполнительного производства занимается реализацией государственной политики, организуя работу территориальных подразделений службы судебных приставов, в целях своевременного исполнения актов судебной власти и других уполномоченных должностных лиц, исполнению устанавливаемых прогнозных и плановых показателей по линиям исполнительного производства, обеспечению законных прав граждан и юридических лиц, а также совершенствованию законодательной и ведомственной нормативных баз по вопросам деятельности ФССП [21, с. 90].
За управлением организации обеспечения установленного порядка деятельности судов закреплены задачи по осуществлению деятельности судебных приставов по ОУПДС управлении по исполнению особо важных исполнительных производств службы судебных приставов и ее территориальных органов по обеспечению безопасности в процессе производства исполнительных действий, установленного порядка деятельности судов, выявлении и пресечении административных правонарушений, а также обеспечении в пределах компетенции сохранности тайны персональных данных, сведений, с государственной или иной охраняемой законом тайной.
Фрагмент для ознакомления
3
1. [Электронный ресурс]: "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СЗ РФ. 2020. № 31. Ст. 4398. - Режим доступа: СПС Гарант
2. [Электронный ресурс]: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) - Режим доступа: СПС Гарант
3. [Электронный ресурс]: О судебных приставах: федер. закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) - Режим доступа: СПС Гарант
4. [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» - Режим доступа: СПС Гарант
5. [Электронный ресурс]: Об органах принудительного исполнения Российской Федерации: Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ (ред. от 27.12.2019) - Режим доступа: СПС Гарант
6. [Электронный ресурс]: О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 08.06.2020) - Режим доступа: СПС Гарант
7. [Электронный ресурс]: О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ - Режим доступа: СПС Гарант
8. [Электронный ресурс]: О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (последняя редакция) // СПС Консультант. URL:
9. [Электронный ресурс]: Вопросы Федеральной службы судебных приставов: указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1316 (в ред. от 30.01.2018) - Режим доступа: СПС Гарант.
10. [Электронный ресурс]: Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов: приказ ФССП России от 27.10.2017 № 486 // - Режим доступа: СПС Гарант
11. Об утверждении Положения об Управлении организации исполнительного производства Федеральной службы судебных приставов: приказ ФССП России от 01.07.2015 № 340 // [Электронный ресурс] - Режим доступа: СПС Гарант.
12. Об утверждении Положения об Управлении организации дознания Федеральной службы судебных приставов: приказ ФССП России от 24.06.2013 № 218 (в ред. от 06.12.2016) // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: СПС Гарант
13. Об утверждении Положения об Организационно-контрольном управлении Федеральной службы судебных приставов: приказ ФССП России от 14.10.2013 № 428 (ред. от 29.04.2015) // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: СПС Гарант
14. - Режим доступа: СПС Гарант Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего Федеральной службы судебных приставов: приказ ФССП РФ от 12.04.2011 N 124 - Режим доступа: СПС Гарант
15. Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов: Приказ ФССП России от 10.12.2010 № 682 (ред. от 02.06.2016) // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: СПС Гарант
16. Инструкция по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов: утв. приказом Федеральной службы судебных приставов от 10. 12. 2010 № 682 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: СПС Гарант
17. [Электронный ресурс]: О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 - Режим доступа: СПС Гарант.
18. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2014 № 1567-О по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации".- Режим доступа: СПС Гарант
19. [Электронный ресурс]: Дело №77-КГ17-7: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, 2017- Режим доступа: СПС Гарант
20. Аминов И.И., Дедюхин К.Г., Усиевич А.Р. Профессиональная этика судебного пристава: учебник. М.: Юнити-Дана, 2019. С. 140.
21. Афанасьев С. Ф., Исаенкова О. В., Борисова В. Ф., Филимонова М. В. Исполнительное производство. Учебник и практикум. / под ред. Исаенкова О. В. М.: Юрайт, 2020. – 410 с.
22. Голубев, В. М. Институт судебных приставов в России. Историко-правовое исследование / В.М. Голубев. - М.: Щит-М, 2017. - 272 c.
23. Гуреев В.А. Комментарий к Федеральному Закону «О судебных приставах». М.: Wolters Kluwer, 2019. – 1075с.
24. Гуреев, В.А. Настольная книга судебного пристава-исполнителя. Учебно-практическое пособие / В.А. Гуреев. - М.: Статут, 2017. - 545 c.
25. Гуреев, В.А. Проблемы идентификации концептуальной модели развития Федеральной службы судебных приставов в Российской Федерации / В.А. Гуреев. - М.: Статут, 2018. - 818 c.
26. Зайцев А.И., Филимонова М.В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебных приставах». М.: Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 524с.
27. Звягина Н. В., Гирич П. М., Шамков С. Н., Шамков Н. С. Автоматизированная информационная система службы судебных приставов-основной инструментарий в осуществлении полномочий // Правовая информатика. 2018. — № 2. — С. 46-61.
28. Непеин Г. Г. О некоторых проблемах осуществления прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями // Криминалистъ. 2017. № 1(20). С. 53-59.
29. Павлычев М. М., Курилов К. В. Взаимодействие Федеральной службы судебных приставов с гражданами с помощью информационных систем // Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2016. - № 1 (10). - С. 23-26.
30. Суханова Т. П. Информационные новации исполнительного производства в России и Финляндии // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2017. — № 3-2 (148). — С. 120-122.
31. Цыганаш, В. Н. Модели понимания судебной власти как объекта охраны судебными приставами / В.Н. Цыганаш. - М.: Издательство Южного федерального университета, 2018. - 256 c.
32. Чеботарева А. А. Электронный документооборот электронного правительства: к вопросу о проблемах обеспечения прав и свобод субъектов информационного общества // Юридический мир. 2019. № 2. С. 13–16.
33. Шарон А.А. Организация работы территориального отдела судебных приставов по линии исполнительного производства. Краткое практическое пособие: моногр. / Алексей Алексеевич Шарон. - М.: Издательские решения, 2017. - 304 c.
34. Шушкова, А. А. Новеллы в регламентации правового статуса приставов в Российской Федерации / А. А. Шушкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 28 (318). — С. 205-208.
35. Ярков, В. В. Комментарий к Федеральному закону "Об исполнительном производстве" и к Федеральному закону "О судебных приставах" / В.В. Ярков. - М.: ЮРИСТЪ, 2018. – 384 c.